Неповиновение Иблиса АЛЛАХу

В Коране слово «шайтан (сатана)» Всевышний Аллах применяет к существам, которые следуют за Иблисом, проклятым и ставшего врагом Аллаха за то, что Иблис в гордыне отказался исполнить повеление Аллаха и склониться ниц перед первым человеком, сотворенным Аллахом – Пророком Адамом, мир ему. Иблис будет стремиться сбивать человечество с праведного пути, пути Аллаха, отдалять их от веры вплоть до Дня Конца Света. Иблис является главой и предводителем всех злых сил.


Коран гласит, что Всевышний Аллах, создав первого человека, Пророка Адама, мир ему, возвысил его над другими Своими творениями, включая ангелов и джиннов, тем, что вдохнул в него от Духа Своего и повелел всем ангелам и джиннам склониться ниц перед ним, перед самым совершенным творением Своим.  Ангелы исполнили волю Творца, но один из джиннов, именуемый Иблисом, ослушался Господней воли и не склонился перед Пророком Адамом. Он заявил Аллаху, что творением своим он выше человека, сотворенного из глины, а потому не будет склоняться перед ним. И за эту непокорность и неповиновение воле Аллаха он был изгнан и проклят Господом, став врагом Аллаха. Как явствует из Корана, ангелы и джинны были сотворены раньше человека. В данном положении следует прояснить два распространенных заблуждения. 

Первое: Праотец всех людей, Пророк Адам, мир ему, был сотворен Господней волей одномоментно и все ангелы, джинны и Иблис были свидетелями этого сотворения. Этот момент важен, ибо материалистические и атеистические круги, утверждающие об эволюционном развитии жизни, невежественно утверждают абсурдную мысль, что Адам – первый человек – появился в результате процесса эволюции от обезьяны, длившегося много миллионов лет. (Да простит нам Всевышний эти слова).

Второе: Некоторые люди полагают, что Иблис был джинном, находившимся в одном месте с ангелами. То, что Иблис был джинном, ясно сообщается в Суре «Кахф», 18:50. При этом утверждается, что джинны тоже, по сути, те же ангелы. Однако Коран гласит, что между ангелами и джиннами было четкое различие в природе сотворения. Это четкое различие проясняется из речей самих ангелов в Суре «Саба», 34:40-41. В Коране также сообщается, что отец джиннов (джанн) был сотворен из бездымного огня. (Сура «Рахман», 55:15) Таким образом, Иблис, сотворенный из огня, был не из числа ангелов, а джинном. Но прежде, чем быть изгнанным от Престола Аллаха, Иблис попросил у Аллаха отсрочку наказания до Дня Господнего Суда и поклялся вредить Господнему закону, совращать людей и отвращать их от поклонения и благодарности Аллаху. Аллах дал ему отсрочку до Дня Конца Света. И так Иблис начал свою войну против каждого из людей. Но Аллах дал обет, что ввергнет в Ад Иблиса и всех, кто последует за ним:

Истинно, Мы сотворили вас и придали вам форму и вид. Потом Мы ангелам сказали:«Адаму поклонитесь!» И они все, кроме Иблиса, склонились ниц перед ним. Он не был средь тех, которые склонились ниц. (Господь) сказал: «Что же тебе мешало склониться, когда Я повелел тебе это?» (Иблис) сказал: «Я лучше его, ведь Ты сотворил меня из огня, а его – из (ничтожной глины)». (Аллах) сказал: «Низвергнись же оттуда! Тебе не должно величаться там. Изыди вон! Отныне ты из презренных!» (Иблис) сказал: «Дай мне отсрочку до Дня, когда воскрешены все будут». (Аллах) сказал: «Ты – средь тех, кому дана отсрочка».(Иблис) сказал: «Раз так, то за то, что Ты свел меня с пути, я на Твоем пути засады буду ставить всем, (чтобы сбить их с пути к Тебе). И я буду приближаться к ним и спереди, и со спины, и справа и слева, и ты увидишь, что большая часть из них Тебе неблагодарна».(Аллах) сказал: «Изыди отсюда, презренный и изгнанный! Истинно, кто из них последует за тобой, Я всеми вами Ад наполню! (Сура «Аль А`aраф», 7:11-18)

После того как Иблис был изгнан из сонма приближенных к Аллаху, Иблис поклялся бороться против человечества, мстить каждому из людей за свое изгнание, и борьба эта, согласно Господнему установлению, продлится до Судного Дня. Иблис проникал в человеческую среду, искушениями, ложными обещаниями и мирскими страстями сбивал людей с праведного пути. Его первая коварная уловка ввела в заблуждение Пророка Адама и его супругу, пребывавших в Раю. Иблис сподвиг их нарушить повеление Аллаха. Это событие, происшедшее на заре истории человеческого рода, описывается в Коране:

«Ты же, Адам, со своей супругой пребудь в Раю. Вкушайте все, что ваши души пожелают, но к дереву сему не приближайтесь, иначе станете вы нечестивыми»

Но стал их Сатана наущать, чтоб им открыть срамную (суть) их наготы, что ранее для них была сокрыта. Он говорил им: «Это древо Бог вам запретил, чтобы вы не стали двумя ангелами или чтобы вы не сделались живущими вечно».

И он поклялся им: «Я вам, поистине, советник верный».

И так обманом, он соблазнил их. А когда они от древа (плод) вкусили, открылась им срамная (суть) их наготы, стали они прикрываться листьями райского сада. И вот тогда воззвал к ним их Господь: «Разве не запретил Я вам это древо? И разве Я не предупреждал вас, что Сатана – ваш ярый враг?» Они ответили: «Господь наш! Мы были нечестивы и совершили грех против своей души, и если Ты нам не простишь и Свою милость не окажешь, мы понесем, поистине, урон тяжелый».

(Аллах) сказал: «Низвергнитесь же вы и будьте во вражде друг с другом! Земля обителью вам станет и даст потребное для жизни на срок, определенный Мной. На ней вы будете жить и умирать и из нее изведены вы будете (на Суд Господний)». (Сура «Аль А`aраф», 7:19-25)

Свобода выбора как свобода волеизъявления, которая дарована человеку Аллахом и возвысила его над ангелами, предполагала и возможность предпочтения зла, которое человек может изначально отвергнуть своим волеизъявлением. Но, искушенный Сатаной, Пророк Адам, мир ему, этого не сделал, за что и был изгнан из Рая на низшую ступень существования, на тяготы земного бытия, дабы получить возможность в поте лица и в страданиях искупить свой первородный грех и вернуться к Аллаху и обители Рая.

Пророк Адам, мир ему, раскаялся перед Аллахом, и Аллах простил его, но Иблис не успокоился, он продолжал войну против человека и на этом не остановился. Как повествует Коран, Иблис посеял вражду и ненависть меж двух сыновей Пророка Адама и внушил одному из сыновей злобу и замысел убить родного брата. (Сура «Аль Маида», 5:27)

С тех пор прошло не одно тысячелетие, и Иблис ввел в небрежение о Боге и обманул, совратил с истинного пути миллиарды людей, сделав их своими приспешниками. У него стало много примкнувших и из числа джиннов. Джинны, последовавшие за ним, также, как и он, вели и ведут борьбу за совращение людей, тайно и явно отдаляя их от Бога и рождая смуту и нечестивые наущения в их сердцах. (Сура «Ан Нас», 114:4).

Эти джинны так же, как и люди, ставшие приспешниками Иблиса, обрели определение «Сатана, Шайтан» по сути своих деяний против Аллаха (слово «Шайтан» происходит от арабского корня «быть далеким» и используется для определения всякого существа, проявляющего непокорность и неблагодарность Творцу и изгнанного, отдаленного от милости Аллаха).

Таким образом, Шайтан, Сатана, самый главный враг, представляющий постоянную опасность каждому человеку, являет собой группу, сонм джиннов и людей, направляемых и возглавляемых Иблисом. Эти джинны и люди, служащие Иблису, стремятся любым средствами совратить человечество с праведного пути и повернуть всех на тропу Иблиса также, как когда-то свернули на нее они сами. Шайтаны из числа джиннов невидимы для людей по своей природе, они могут приближаться к людям незаметно, внушая сознанию человека извращенные, греховные и богопротивные мысли и дела. Шайтаны из числа людей, в свою очередь, открыто внедряются в среду людей, ибо они видимы и во плоти ничем не отличаются от других людей, и открыто говорят и действуют с одной единственной целью – отдалить людей от пути поклонения Аллаху. Эти шайтаны из числа людей могут жить и становиться близкими друзьями человека, незаметно, мало-помалу привязывая его к себе и привлекая его на свою тропу зла. Они могут быть и некими «идейными» вождями, авторитетными, известными и влиятельными личностями в обществе. В Коране Аллах дарует знанию всех муминов, верующих в Единого Господа, молитву, дабы искали они спасения и крепости у Него и не оказались под влиянием сил Иблиса, и смогли различить Сатанинские козни:

Скажи «Ищу спасения я у Господа людей, Властителя людей, истинного Бога человеческого рода, от зла недоброго смутьяна из рода джиннов и людей, что, тайно наущая, сомнение и смуту вносит в сердца людей» (Сура «Ан Нас», 114:1-6)

Шайтан – враг невидимый, обладающий способностью приближаться к человеку в совершенно неожиданных обличиях и формах, обманом и коварством, и каждому человеку должно быть бдительным и мудрым, чтобы не дать Сатане вовлечь в свои коварные игры свою душу. И первое необходимое для этого условие – знание сути Шайтана и его грязных, богопротивных, коварных методов, о коих Аллах сообщил нам в Коране. Следующим шагом является понимание того, что цель и методы, используемые сатанами из людей и джиннов, основаны на особой, специфической логике Иблиса, в корне которой лежат гордыня, неблагодарность Аллаху и высокомерие.