Сатана внушает забывчивость, рассеянность и невнимательность

Порождать забывчивость в людях – метод, который также часто используется Сатаной, хотя большинство людей не знают, не замечают и не понимают эту его тактику. Сатана использует эту уловку по отношению к людям совершенно разных социальных уровней и, всякий раз, в зависимости от ситуации, меняет пути подхода к человеку.

Например, «забывчивость и рассеянность», которые он внушает безбожникам и мушрикам, вовсе не то же самое, что есть забывчивость в
общепринятом смысле слова или минутная рассеянность. Нет, «забывчивость», внушаемая Сатаной, всегда масштабна, это «забывчивость» тех, кто растратил 60-70 лет своей жизни в пустой и бессмысленной суете, откладывая на потом исполнение предписаний Творца, игнорируя или вовсе забывая об Аллахе, неизбежно приближающемся дне смерти, Судном Дне и будущей вечной жизни.


Люди, забывшие о Боге, не способны постичь знамения и предупреждения Аллаха, которые Он сотворяет нам еще в этой жизни для нашего прозрения. Для них не имеет никакого интереса вопрос, как и для чего они были созданы на Земле. Сатана заставляет их пренебрегать добром, праведностью, совестью, Богом, Который сотворил их и к Которому они должны взывать, признавая Его абсолютную власть над всем сущим. Сатана беспрерывно увлекает их все новыми утехами или пустыми, несбыточными планами, бесконечной суетой и не дает им ни минуты покоя, чтобы они вдруг не вспомнили о Боге и не задумались о неизбежности смерти, истине Господнего предопределения и будущей жизни. То же можно сказать и в отношении мунафиков (лицемеров). Сатана окружил их со всех сторон, заставил их забыть о существовании Аллаха и поминании Его Имени. В Коране описывается участь, ожидающая мунафиков и людей, «забывших» о Боге:

Их дьявол одолел и заставил их забыть о Боге. Они – приспешники Сатаны, и, истинно, они – его партия, им всем назначено погибнуть. (Сура «Аль Муджадила», 58:19)

Особая категория людей, которым Сатана всеми силами стремится внушить «забывчивость» и пренебрежение Господними повелениями – это мумины. Однако данный тип забывчивости отличается от того, который он, Сатана, вселяет в мушриков и лицемеров. Сатана пытается сделать муминов «забывчивыми» относительно любого из положений Корана и Сунны Пророка, с.а.с, причем это может быть даже самое мелкое и, казалось бы, незначительное отступление для мумина, но Сатана всегда рядом и только ждет «удобного» случая, малейшей зацепки, чтобы заставить звучать голос своих коварных наущений в сознании верующего.

Каждый человек каждый миг своей жизни испытывается Аллахом в том, сколь праведно и искренне он соблюдает заповеди и предписания жизни, установленные Всевышним в Коране. А потому мумин каждый миг жизни должен сохранять ясность и живость ума, чтобы в каждом событии своей жизни уметь видеть праведный образ поведения, угодный Аллаху.

В Коране Аллах указывает нам примеры видов «забывчивости», которые Сатана применяет против муминов. Вспомним один из них, который содержит предписание для муминов, оказавшихся в среде лицемеров, язвительно обсуждающих и высмеивающих аяты Корана. Аллах наставляет муминов избегать подобных обсуждений и предостерегает их от сатанинских попыток таким образом вселить в них «забывчивость» и небрежение к повелениям Корана:

Когда ты видишь тех, кто словоблудит о знаменьях Наших, ты удались от них, пока они не обратятся к новой теме, а если Сатана тебя заставит (сей наказ) забыть, то все же, вспомнив это повеление, ты не сиди вместе с нечестивыми. (Сура «Аль Ана`aм», 6: 68)

Другое повеления Аллаха еще раз напоминает нам, что ничто в жизни не происходит помимо воли Аллаха:

И (никогда) не говори о (совершении) чего-то: « Я это завтра совершу...», при этом не добавив: «Если на то будет Господня воля». А если все-таки забудешь, то вспомни Господа своего и (сразу же) скажи: «Быть может, мой Господь меня приблизит к пути прямому». (Сура «Аль Кахф», 18:23-24)

Аллах ниспослал нам пример из жизни Пророка Мусы, мир ему. В аяте повествуется, как молодой помощник, путешествовавший вместе с Пророком Мусой, забыл на месте привала заготовленную рыбу и сетует на то, что это Сатана внушил в него забывчивость:

Но тот (молодой помощник) ответил: «Видишь, когда мы у скалы обосновались, забыл про рыбу я, и только Сатана забыть меня заставил (об этом сообщить тебе)… (Сура «Аль Кахф», 18:63)

Мумины должны быть очень внимательными и изменениям своего отношения к жизни, дабы не пустить наущения, ведущие к небрежению и «забывчивости». В не может быть места для рассеянности, мелочным, чуткими к любым в душу сатанинские мыслях верующего пустым, туманным мечтаниям, «сказочным» фантазиям, которые отвлекают понапрасну и туманят разум. Ведь мумин, поддавшийся этим неправедным чувствам, уже не сможет посвятить себя служению Аллаху и приближению к Творцу. Отдавшись во власть земных страстей и влечений, он неизбежно забудет, отдалится от своей главной цели и смысла своего существования на земле: абсолютном служении и поклонении Аллаху каждым словом, шагом и делом:

О вы, которые уверовали! Страшитесь Аллаха! И пусть посмотрит каждая душа, что уготовила себе на завтра (День Суда). Страшитесь Аллаха! Истинно, Аллах ведает обо всем, что вы творите! Не будьте вы подобны тем, которые забыли Аллаха, и Аллах заставил их забыть о своих душах. Это они – распутники нечестивые. (Сура «Аль Хашр», 59:18-19)

Избежать же забывчивости, рассеянности, пустой мечтательности и небрежения человек может лишь премного поминая Аллаха, испытывая трепетную боязнь перед Ним, все время помня о Рае и Аде, стремясь стать достойным благоволения Аллаха и не давая пустым соблазнам этого мира затуманить свой разум. Ибо, если человек не помнит об этих самых главных истинах постоянно, он становится уязвимым и беззащитным против козней Сатаны.