Специфическая логика Сатаны

Первопричину неповиновения Иблиса Аллаху и отказа подчиниться Его повелению Всевышний сообщил нам в Коране:

(Господь) сказал: «Что же тебе мешало склониться ниц, когда Я повелел тебе это?» (Иблис) сказал: «Я лучше его, ведь Ты сотворил меня из огня, а его – из (ничтожной глины)». (Аллах) сказал: «Низвергнись же оттуда! Тебе не должно величаться там. Изыди вон! Отныне ты из презренных!» (Сура «Аль А`aраф», 7:12)

Иблис отказался склониться перед человеком, потому что считал себя высшим творением. Однако аргументы, на которые он опирался, абсурдны. Иблис утверждает, что он был создан из огня, в то время как человек – из глины, подразумевая, что природа огня выше природы глины. Другими словами, причина его непокорства Аллаху и высокомерия базируется на физическом различии состава двух субстанций, надуманном превосходстве одной над другой. Но ведь сотворенный из глины или из огня, человек или Иблис равно сотворены Аллахом. В высшей степени нелепо и недостойно по отношению к своему Творцу восставать против Его воли, заявляя о некоем превосходстве своей природы над природой другого. Беспричинная ревность, зависть, которую Иблис испытывал к человеку, и ложное чувство собственного превосходства, основанное на простом физическом различии, подтолкнули его восстать против воли Аллаха. Гордыня и зависть затмили разум Иблиса:


(Иблис) ответил: «Я есть не для того, чтобы кланяться ниц человеку, которого Ты сотворил из сухой глины, придав ей форму!» ( Сура «Аль Хиджр», 15:33)

С одной стороны, Иблис не отрицает того, что Аллах создал его. Напротив, он громогласно признает это, и причина его мятежа не в этом. Слова Иблиса:

«Я лучше по своей природе, чем человек; я создан из огня, а человек из грязи», показывают, что непокорность Иблиса Аллаху лишена всякой здравой логики и причиной его непокорности является ущербность разума Иблиса:

Ты вспомни, как Мы ангелам сказали: «Склонитесь ниц перед Адамом», и те склонились перед ним, кроме Иблиса. «Буду ль я кланяться ниц тому, кого Ты сотворил из глины?» - сказал (Иблис). (Сура «Аль Исра`a», 17:61)

Последний аят ясно демонстрирует невежество и заблуждение Иблиса. Возвышение Аллахом Пророка Адама, мир ему, вызвало в Иблисе чудовищную ревность и злобу, что привело к затмению разума и неповиновению воле Аллаха:

(Аллах) сказал: «О Иблис! Что помешало тебе ниц упасть пред тем, что сотворил Я? Ты возгордился или счел себя из превознесенных?» (И тот) сказал: «Я лучше его! Ведь Ты сотворил меня из огня, его же – из (ничтожной) глины». (Сура «Сад», 38:75-76)

Сатанинская логика, приведшая Иблиса к отказу поклониться Пророку Адаму, мир ему, свойственна и людям и является очень распространенной чертой характера среди тех, кто отказывается принять слово Аллаха и Его пророков, другими словами, среди безбожников и лицемеров. Они считают, что превосходство может быть основано на политической и материальной власти. Логика, лежавшая в основе неповиновения Иблиса повелению Аллаха, присуща и людям и проявляется в жизни в шайтанах из людей, как, к примеру, проявлялась она в мекканцах, которые не приняли посланника Аллаха или тех, кто отрицает существование Бога и Господние заповеди сейчас. Вспомним, как мекканцы отказались признать Господнюю посланническую миссию Мухаммада (с.а.с) только потому, что Мухаммад был одним из них, простым человеком и они отказались верить и слушать его призывы только потому, что Мухаммад в силу своей человеческой природы не казался им достойным быть посланником Аллаха. Мекканцы утверждали, что подлинный посланник Аллаха должен был бы обладать совершенно иными, не присущими простому смертному человеку особенностями и силой, и сила его должна быть подкреплена политическим или экономическим весом. Вспомним слова, с которыми мекканцы обращались к Пророку Мухаммаду, отказываясь верить в его Господнюю избранность:

И они сказали: «Ужель не должен был этот Коран быть ниспослан кому–либо знатному из жителей этих двух (почетных) городов? (Сура «Аз Зухруф», 43:31)

Неверующие требовали Пророка явить им какое-либо необычайное явление, чудо, и только тогда они согласились бы уверовать в Божественную миссию посланника. В Коране Аллах упоминает нам, какие требования безбожники выдвигали как условие для признания Господнего Пророка:

И сказали они: «Тебе мы не поверим, пока ты не изведешь нам из земли источники или пока в своем саду из пальм и виноградных лоз, ты между ними не прольешь стремительные реки; Или на нас небесный свод не спустишь кусками, как утверждаешь ты, или должен ты явить пред нами Аллаха и ангелов; Иль должен быть у тебя дом из золота, или должен ты вознестись на небо, да и тогда мы не уверим в восхождение твое, пока ты нам не спустишь Книгу, которую мы сможем прочесть». Скажи: «Хвала Господу моему! Ужель я не обычный смертный человек, (кто) на посланничество Господом (назначен)?» (Сура «Аль Исра`a», 17:90-93)

По сути, именно гордыня и высокомерие были главными мотивами злобы и ненависти всех тех, кто не признавал Пророков Аллаха, и боролись против них. Эти люди были неспособны принять тот факт, что Аллах сделал кого-то из простых людей Своим посланником и возвысил его над ними, для их гордыни было неприемлемо принять истину, которую говорил им простой человек, как неприемлемо было и последовать за словами Пророка. Зависть и злоба, ненависть безбожников к Пророкам имела ту же природу, что и непокорность Иблиса, одержимого гордыней и высокомерием, отказавшегося исполнить прямую волю Аллаха и поклониться Пророку Адаму, мир ему. В Коране Аллах обращает внимание муминов на тот факт, что большая часть людей не смогла и не сможет принять Истину Господнего откровения только потому, что гордыня и ревность не дают им принять того, что Господь избрал и возвысил над ними кого-то из людей и повелел им быть покорными перед Своей волей:

И когда придет к ним Истина, мешает людям уверовать в нее лишь то, что говорят они: «Ужель Аллах посланником направил нам человека такого же, как мы?» (Сура «Аль Исра`a», 17:94)

Но в гордыне и неповиновении Иблиса кроется какая-то тайна. Ведь Иблис был наделен многими сокровенными знаниями, он был приближен к Аллаху, окружен ангелами, знал о сотворении человека, знал также и о Беспредельности Величия, Мощи Аллаха и о нескончаемых муках Ада. Именно это обстоятельство и представляет собой таинственную алогичность поступка Иблиса и его приспешников: зная о существовании и единстве Аллаха, Его Абсолютном Могуществе, каре Всевышнего и муках Ада, Иблис восстает против Аллаха и становится нечестивым…Поистине, очень странный поступок, не объяснимый законами логики. Ведь, обладая сокровенными знаниями и будучи приближенным к Аллаху, Иблис, наоборот, должен был обладать высшей степенью Имана. Уровень его сознания и знаний должны были возвысить его Иман и расположить сердце к высшей степени смирения, любви и трепетного почтения перед Аллахом. Но нет, Иблис повел себя в высшей степени абсурдно и неразумно. Пожалуй, даже самый неразумный человек не осмелился бы по невежеству совершить такой поступок против своего Господа.

Алогичность и загадочная логика Иблиса этим не ограничивается. Несмотря на совершенный великий грех неповиновения и подстрекание других людей к неповиновению воле Всевышнего, Иблис, тем не менее, признается в том, что боится гнева Аллаха. Налицо расстройство логики или некая болезнь рассудка:

(Они) подобны Сатане, ибо сказал он человеку: «Отрекись». Когда же тот отрекся (от Аллаха), сказал Сатана: «Суть в том, что я далек от тебя. Истинно, страшусь Аллаха я, Господа миров», (Сура «Аль Хашр», 59:16)

Другой аят также свидетельствует о том, что, после того как Сатана преуспевал в подстрекательстве неверующих против верующих, он бросал их и отрекался от них, признаваясь, что страшится Аллаха:

Сатана заманчивыми представил им их (грешные) деяния, говоря: «Нет ныне средь людей того, кто мог бы победить вас, и я ваш помощник!» Когда же две общины сошлись и увидели друг друга, он обратился к ним спиною, говоря: «Я вовсе не причастен к вам, ибо я вижу то, чего вы не можете увидеть, и я страшусь Аллаха». И тяжко наказание Аллаха. (Сура «Аль Анфаль», 8:48)

С одной стороны, Иблис признает существование Аллаха, Его Беспредельную мощь над всем и вся и безграничную Мудрость, с другой стороны, Иблис намеренно восстает против повеления Аллаха, что создает весьма противоречивую картину. Таким образом, все, кто отклоняет заповеди Аллаха, ниспосланные в Коране, или позволяет себе вносить в них свои человеческие «правки» или «толкования», интерпретируют их согласно своим личным желаниям или стремятся доказать их «устарелость» или «недействительность» в современных условиях, по сути, совершают тот же грех, что и Иблис. Как и Иблис, эти люди знают о существовании Аллаха, но ввергают себя в тот же грех, что и Иблис, ибо стараются делать вид, что не понимают повелений Аллаха или что эти повеления не относятся к ним, а существуют как некий «пережиток» прошлого. Иблис за свою гордыню и высокомерие был унижен и проклят Аллахом, и в конечном итоге изгнан из числа ангелов и джиннов, приближенных к Аллаху. Аллах покарал Иблиса самым тяжким для его гордыни способом. И перед тем, как быть изгнанным, Иблис просит Аллаха дать ему время и отсрочку. Но отсрочку он просит не для того, чтобы заслужить прощение, возвратиться к Аллаху и искупить свой грех. Его цель - унизить и сделать проклятыми людей так же, как был унижен и проклят он сам.

Так и началась враждебность Сатаны к людям и его война против человечества. Однако нельзя забывать самого главного: Иблис, как и все, кто последовал за ним, то есть все сатаны, также сотворены Аллахом и существуют и действуют только по соизволению Аллаха. Иными словами Иблис и шайтаны не имеют никакой власти и силы, независимой от Аллаха. Но согласно невежественным представлениям, бытующим в обществе, мало знакомом с положениями Корана, Иблис или Сатана наделяются некой силой и мощью, более того, существует, якобы, некая борьба за власть между Сатаной и Аллахом. И в случае, если Сатана сумеет отвратить людей от праведного пути и поклонения Аллаху, то он получит победу над Аллахом (да простит нам Аллах эти слова).

Но истина в том, что Сатана может совершать все свои деяния лишь с соизволения и знания Аллаха. И только в рамках этого условия Сатана может оказывать влияние на людей, пусть и на значительное большинство людей. И все же, Сатана не может сделать что-либо без соизволения Аллаха. В Коране так описываются слова Сатаны об отсрочке и ответ Аллаха:

(Иблис) сказал: «Господь мой! Отсрочь же мне до Дня, когда они воскрешены все будут». (Господь) сказал: «Тогда, истинно, ты среди тех, кому дана отсрочка». (Сура «Аль Хиджр, 15:36-37)

И (далее) сказал: «Ты видишь, это – тот, кого почтил Ты больше, чем меня. Клянусь, если Ты дашь мне срок до Дня (их) воскресения (на Суд), я, истинно, подчиню себе его потомков, за исключением немногих», Господь ответил: «Изыди! А тем из них, что за тобой пойдут, поистине, Ад вам будет воздаяньем сполна!» (Сура «Аль Исра`a», 17:62-63)

Как явствует из аятов, Сатана действует в пределах повеления и предопределения Аллаха и не имеет никакой самостоятельной силы или могущества. Сатана действует с единственной целью – нести зло человеку, каждому человеку. Ведь сатана знает, что Аллах – Господь всех миров. Более того, что самое поразительное, прося у Аллаха отсрочки и заявляя, что будет совращать людей с пути Аллаха и отдалять их от соблюдения Господних заветов, он клянется величием Аллаха:
И ответил (Иблис): «Клянусь величием Твоим, я обольщу и совращу их всех». (Сура «Сад», 38:82)

Аллах перед тем, как изгнать и проклянуть Сатану, повелел:

«Соблазняй тех из них, кого сумеет совратить твой голос. И направляй на них все воинства твои, конницу и пехоту и соучаствуй с ними в их имуществе и детях, давай заманчивые обещания». Ведь Сатана умеет обещать лишь для обмана. (Сура «Аль Исра`a», 17:64)

Чуть позже мы детально рассмотрим тактики, которые Сатана использует в своей борьбе против человека. Однако существует самый главный, ключевой момент, который не следует забывать:

Сатана не имеет никакой самостоятельной силы или власти, кроме той, что дана ему Аллахом. Функция Сатаны – быть средством для того, чтобы препровождать людей, сотворенных для Ада, в обитель, которая станет достойным воздаянием за их дела. Те, кто следует за Сатаной, презренные творения, недостойные войти в обитель Рая Аллаха, нравственный облик их омерзителен и противен Аллаху. Коран свидетельствует об этой истине:

Истинно, Мы много джиннов и людей для Ада сотворили (уготовали). У них сердца, которыми они не понимают, глаза, которыми они не видят, уши, которыми не слышат. Они, как блудные скоты, даже еще более заблудшие, ведь остаются в небрежении они (к увещеваниям пророков). (Сура «Аль А`aраф», 7:179)

Кроме того, Сатана не имеет никакой силы и влияния на праведных рабов Аллаха. Сатана немощен совратить или сбить с пути благочестия муминов, ибо Аллах защитил от коварного влияния Сатаны тех из праведных слуг Своих, кто чисты и искренни в вере, предали себя служению Аллаху словом и делом и не придает никого в равные Аллаху.

Поистине, нет у него (сатаны) никакой власти над уверовавшими и уповающими на Господа своего. (Сура «Ан Нахль», 16:99)

Пророк Мухаммад, с.а.с, в своей Прощальной проповеди наставлял свою умму быть бдительными к коварству и злу Сатаны:

«Остерегайтесь Сатаны ради вашей веры. Он потерял надежду, что когда-либо сможет сбить вас с пути Аллаха в основных вопросах Имана, но остерегайтесь его, ибо он может увлечь за собой даже в незначительных, казалось бы, мелких вопросах» (Сахих Бухари).

Роль, которую Иблис, Сатана исполняет в земной жизни, установлена для него Аллахом, ибо только Аллах предопределяет функции каждого существа, сотворенного Им на Земле. И роль Иблиса и сатан можно определить как функцию разделения праведных муминов, созданных Аллахом для вечного Рая от нечестивых творений и лицемеров, которые созданы Всевышним для Ада. Козни Иблиса – своего рода чистка: те, в сердцах которых болезнь, бесчестие, неблагодарность Аллаху, лицемерие посредством Сатаны отдалятся от муминов и перейдут в ряды Сатаны. В Коране Аллах ясно предупреждает, что влияние Сатаны возможно только на тех, кто неискренен в своем стремлении к Аллаху, кто забывает о Всевышнем и в чьих сердцах болезнь. «Ненависть Всевышнего к восставшим против Его воли, воли Творца, находит свое выражение в том, что Своим волеизъявлением и могуществом Аллах усиливает тягу неверующего на грех и похоть, и это вызывает у него страсть к совершению греха.Такое подстрекательство ко греху указывает на то, что ему предшествовало желание Всевышнего отдалить (его) раба и возненавидеть… Все это исходит из тайны предопределения, которую не позволено открывать. Тайна эта касается того, что добро и зло входят в желание и волю» (Абу Хамид Аль-Газали)

В Коране отмечается также, что влияние Сатаны возможно лишь на следующие типы людей:

И до тебя Мы не посылали ни одного посланника или пророка, без того, чтобы когда в нем возникало пылкое желание, Сатана не подбросил ему (сомнений или скверны). Но Аллах отдаляет все то, что внушает Сатана. И потом Аллах являет Свои знамения и укрепляет их. Аллах, поистине, Знающий, Мудрый. (Все это для того,) чтобы сделать соблазны Сатаны испытанием для тех, сердца которых схвачены болезнью (неверия) и очерствели (от неверия и злобы). Ведь злочестивые – в глубокой ереси (об Истине Господней) пребывают). (Сура «Аль Хадж», 22:52-53)

Трудности и козни, которые Сатана пытается чинить для уверовавших, лишь помогают муминам укрепить Иман, стать мудрее сердцем и приблизиться к Аллаху, прочно держаться за вервь Корана.

…чтобы узнали те, которым дано знание, что он (Коран) есть Истина от их Господа, и чтобы они уверовали в Него и чтобы их сердца в довольствии смиренном перед Ним открылись. Аллах, поистине, ведет к пути прямому тех, которые уверовали в Него. (Сура «Аль Хадж», 22:54)