Сатана внушает человеку сомнения и греховные наущения

Борьба муминов против козней Сатаны, этого злейшего врага, являющего свои мерзкие деяния в различных проявлениях, не прекращается всю жизнь. Сатана очень коварен и вероломен, его уловки и методы изощрены до предела. Ведь Сатана никогда не обнаруживает человеку своей истинной цели, никогда Сатана не выступает открыто, прямо объявляя: "Я – Сатана, и я хочу, чтобы ты горел вместе со мной в Аду". Нет, вместо этого он искусно скрывает свое существование, тонко воздействуя на человека внушением. Он внушает нафсу и уму человека сомнения и дурные мысли, отчаяние и тоску, равнодушиеи пренебрежение к Господним повелениям или алчную тягу к земным утехам. (Сура «Ан Нас», 114:4-5).
Человек, который не знает или забывает о близости Сатаны к его нафсу, полагает, что сомнения и искушения, рождающиеся у него в голове, есть продукт его собственного мышления. Более того, Сатана так умело маскирует эти мысли, что заставляет человека поверить в «праведность» и «богоугодность» ложных идей. Так Сатана полностью овладевает и подчиняет разум и нафс огромного числа людей, тогда как сами люди даже не догадываются о том, как он манипулирует их сознанием. Но муминам, крепко держащимся за вервь Корана, не трудно распознать и обезвредить этого врага, обладающего способностью внушать сердцам и разуму свою коварную смуту. Ведь мумин обладает самым действенным оружием против Сатаны – душа мумина полна светом мудрости, который помогает ему различить, откуда в его сердце возникает тот или иной голос, принадлежит ли он голосу совести мумина или же он вселен туда коварством шайтана. И почувствовав беспокойство в душе, мумин делает то, что предписывает Коран – анализирует свои мысли, ищет причину беспокойства и колебания души и просит поддержки у Аллаха. Ведь сказано нам в Коране, что искушения Сатаны не имеют силы против муминов, премного поминающих Аллаха и страшащихся гнева Всевышнего. Эту важнейшую тайну мирской жизни Аллах разъясняет в Коране:

И если придет к тебе наущение дурное (или наваждение) от Сатаны, тотчас обратись к Аллаху. Ведь Он – Слышащий, Видящий. И те, кто истинно благочестив, когда их Сатана наущением дурным склоняет, они (сперва) имя Аллаха призывают, и поминают, и размышляют, и тотчас прозревают вновь. (Сура «Аль А`aраф», 7:200-201)

Малейшая слабость или небрежение, проявленное со стороны мумина, это «шанс», «удобный случай» для Сатаны и Сатана неустанно, изощренно использует каждый представившийся «шанс», каждый случай «сбить, ослабить» мумина. Но всеми силами маскирует свою роль, не давая ощутить свое присутствие и подстрекательскую роль. И если душой мумина овладела неуверенность, тоска, отчаяние, тревога, беспокойство касательно той или иной ситуации, муки совести – ведь муки совести являются Господним предупреждением для мумина – следует тотчас же трезво и глубоко задуматься о том, что стало причиной этого состояния души. Первое, что должно сделать в такой ситуации – посмотреть на себя и сложившуюся ситуацию со стороны, проанализировать все хладнокровно и объективно. Таким способом, анализируя себя со стороны, мумин может оценить происходящее с ним по самым главным критериям:

– соответствуют ли мысли, мелькающие в голове, заповедям Корана?

– бывает ли он небрежен в поминании Аллаха, забывает ли он о молитвах и благодарности Аллаху?

– не проявляет ли он небрежения и послаблений для себя в соблюдении дозволенного, повелеваемого и запрещенного Кораном?

– действительно ли все его дела и старания в жизни посвящены одной цели – служению Аллаху и обретению милости Аллаха в вечной жизни, или же, наряду со служением Аллаху, он позволяет своему нафсу увлекать себя мирскими страстями или материальными выгодами?

– не оказались ли его личные интересы и выгода на тот момент важнее для него, чем интересы уммы, окружающих его муминов и польза для Ислама?

– испытывает ли он какие-либо сомнения в праведности своих поступков, мыслей или поступков и мыслей другого мумина?

– проявляет ли он недовольство Господним предопределением, когда сталкивается с какой-то ситуацией, которая, по его мнению, является несправедливой по отношению к нему, принимает ли он со смирением все, что происходит в его жизни по воле Аллаха?

– возникает ли у него в душе желание, чтобы о его жертвенности и благочестивых поступках знали другие люди, говорили о нем и восхваляли его за это?

– если ему предстоит пожертвовать на пути Аллаха чем-то, что очень любимо и дорого, не ищет ли он себе «благовидную» причину или предлог, чтобы не пожертвовать этим ради Аллаха и оставить себе?

– имеет ли он чрезмерную страсть, привязанность к чему-либо из земных благ и красот, так что это начинает становиться для него дороже, чем любовь к Аллаху, будущая жизнь и служение Всевышнему?

– испытывает ли он страх перед будущим?

– способен ли он смиренно и с вниманием принять предупреждения и замечания, сделанные муминами или имамом в его адрес, если эти замечания сделаны, дабы напомнить о повелениях Корана и исправить ошибки, которые он допустил?

– не питает ли он в душе чувства любви и симпатии, привязанности к тем, кто является врагом Аллаха и Его веры, позволяет недостойные речи об Аллахе и неблагодарны Творцу?

– не забывает ли или не откладывает ли он под разными причинами ежедневное чтение Корана, совершение намаза, обращение к Аллаху с молитвами и соблюдение всех предписаний Корана?

Если проблема, тревога, которую вы ощущаете в данный момент в душе, может происходить из-за перечисленных выше или аналогичных причин, то, очевидно, что Сатана смог подобраться очень близко к вам и уже начал внушать вам свои коварные наущения. Быть может, вам кажется, что все эти тревоги возникают у вас сами по себе, просто так, но, помните, ничто не рождается само по себе, и эти богопротивные мысли возникают только по тому, что Сатана вкладывает их в ваше сознание и сердце, найдя слабинку, быть может, ваше одиночество и отдаленность от муминов, от уммы, что дает Сатане возможность невидимо приблизиться к вам.

Важно помнить, что Сатана к каждому человеку применяет особую, никогда не повторяющуюся тактику, тонко анализируя психологические особенности, характер и образ мысли каждого конкретного человека. Например, против безбожника, который далек от заповедей Аллаха, он будет использовать методы, которые навсегда привяжут его к земным страстям и благам, заглушат и без того слабый голос совести и заставит полностью подчиниться нафсу, сделает его глухим и слепым к напоминаниям об Аллахе, Судном Дне и вечных муках обители Ада.

Величайший из алимов Ислама Имам аль-Газали говорил в своей книге Ихья-и `улюм ад-дин (Возрождение наук о вере):

«Взаимная борьба воинов-ангелов и воинов-шайтанов за сердца людей не прекращается до тех пор, пока сердце не будет завоевано одной из сражающихся сторон, которая учреждает в том сердце свою нацию и обосновывается там... И многие сердца схвачены воинами шайтана, которые заполняют их наущениями и внушениями, призывающими любить лишь этот мимолетный земной мир и забыть или не верить в будущую, вечную жизнь.

Приближаясь к человеку, который только начал постижение веры и пути Аллаха, Сатана стремится отклонить его от истины, стараясь запутать его мелочными и бессмысленными страхами, например, внушает ему ложные мысли, что следование Иману очень тяжело и окружающие люди будут относиться к нему с подозрением и неприятием, будут считать его ненормальным, или же абсурдные страхи, что Ислам вынудит его к постоянному аскетизму, тяжелым ограничениям в жизни, так что жизнь утратит всякую радость и привлекательность, или что следование вере настолько трудно и нудно, что все равно рано или поздно он откажется от Ислама. (Да простит нам Аллах эти слова)

Но более всего активности и изощренности сатана проявляет в борьбе против муминов. Например, мумин может, не сдержавшись, сказать другому мумину резкое слово и Сатана тотчас же начнет внушать тому, второму мумину, обиду и желание отдалиться от уммы и отказаться от веры, коль мумины позволяют себе подобные слова. Или же внушить мумину некие якобы малозначительные послабления, к примеру, что не надо читать Коран каждый день, ведь он и так достаточно хорошо знает Коран, чтобы каждый день тратить на это время. Но Сатана коварен и изощрен, он никогда не будет напрямую внушать мумину: «не читай Коран» или «не поминай Аллаха». Потому что он понимает, что против муминов такой метод не подействует. Нет, он начинает издалека едва ощутимо воздействовать на сознание:

К примеру, вселяет в голову верующего пустые и несбыточные цели, разжигает в нем огонь честолюбия и увлекает его некими призрачными планами спасения мира. Обольщенная Сатаной, замаранная грехами и отягощенная сатанинскими внушениями, душа одевается в покров мирских страстей и побуждений. И если человек поддастся этим пустым внушениям и проявит неразумность, попадет под власть этих идей, тотчас мирские страсти начнут входит и множиться с его сердце, голос нафса начнет становится все крепче, заглушая Господний голос совести.

Так человек начинает постепенно все реже вспоминать о смерти и близости Судного Дня, забывать читать Коран, и, как следствие, забывать повеления Аллаха в Коране. И единственным действенным путем спасения от этих ловушек Сатаны для мумина является молитва, намаз, покаяние и частое поминание Аллаха и Его знамений.

Верно идентифицировать влияние Сатаны на человека и справиться с его внушениями возможно только тогда, когда вы четко осведомлены об особенностях Сатаны и его тактиках. И единственным источником, указующим нам путь спасения от его коварства и следования праведным путем, является Коран. Далее мы проанализируем аяты Корана, в которых Всевышний Аллах показывает нам методы и западни, возводимые Сатаной, стремящимся отдалить людей от пути к Аллаху.