Сатана внушает людям гордыню

Гордыня – главнейшая отрицательная сущность Сатаны. Ведь именно гордыня и неповиновение Аллаху стали причиной его проклятия и изгнания из сонма приближенных ко Всевышнему.

Кроме (надменного) Иблиса, кто, возгордившись, отказался и стал из нечестивых. И (Аллах) сказал: «О Иблис! Что помешало тебе ниц упасть пред тем, что сотворили Мои Руки? Ты возгордился или счел себя из превознесенных?»
(Сура «Сад», 38:74-75)

Эта тяжелая болезнь, грех Сатаны представляет собой великую угрозу и для людей. Ведь Сатана, дабы увлечь за собой как можно больше людей, должен заразить их своей же болезнью. Ум любого, кто заражен этой болезнью, будет затуманен, разум покинет его. Именно об этой серьезной угрозе Аллах предупреждает муминов в Коране, многократно подчеркивая значение скромности и смирения перед Господней волей:


И не ходи ты горделиво по земле, ибо ты ни земли не можешь сотворить, ни гор достичь по росту. (Сура «Аль Исра`a», 17:37)

(Лукман сказал) С надменностью не пыжься пред людьми, и горделиво по земле не шествуй. Аллах, поистине, не любит хвастливых гордецов. Соразмеряй свою походку, и в голосе своем уменьши (крикливые ноты). Ведь, несомненно, неприятнейший из звуков, звук голоса осла. (Сура «Лукман», 31:18-19)

Мумин более всего должен быть внимателен к недопущению появления чувства гордыни в душе, являющегося основным пороком Сатаны. В противном случае он может лишиться воздаяния за свои благие дела в вечной жизни и его Иман окажется в великой опасности.

Влияние Сатаны может проявляться в различных формах. К примеру, некто известен своими выдающимися делами и усердным служением Исламу. Однако это усердное служение и выдающийся вклад на пути Ислама – дар Аллаха, который дан ему для обретения милости и благоволения Аллаха и награды в вечной жизни. Никто не может действовать на земле вне ведения Аллаха и без Его контроля, а потому абсурдно похваляться собой и расхваливать свои достижения, ведь это Аллах вдохновляет нас на эти дела и дает нам возможность совершить их. Не будь Господней воли, человек немощен сотворить даже самое малое дело. И, естественно, мумин посвящает свое служение Аллаху, не ожидая чего-либо взамен, кроме собственного духовного удовлетворения. Коран строго предупреждает тех, кто совершает благие дела в ожидании похвалы и земного воздаяния за служение Аллаху, в неискренности их веры:

Не думайте, что те, кто ликуют от своих свершений и наслаждаются хвалебными словами за то, чего они не совершали, избавлены от наказания; Поистине, их ждет мучительная кара. (Сура «Али Имран», 3:188)

Вспомним, к примеру, какая участь постигла легендарного Каруна, который владел колоссальным богатством на Земле и, возгордившись, отверг Аллаха и Его милости, провозгласив, что он сам своими личными талантами и усердием заработал свое состояние и никто и никогда не сможет отобрать у него то, что он имеет:

(Карун) сказал им: «Все, что мне надо, я получил по собственному знанью!» Неужто он не знал того, что погубил Аллах и до него из многих поколений тех, кто своей мощью и накопленным богатством превосходил его (во много раз)?... (Сура «Аль К`асас», 28:78)

Сатана также стремится разрушить мир и чувство братства, царящие в среде муминов, пытаясь разжечь в ком-либо гордыню и самодовольство. Гордыня является недостойной мумина слабостью, и естественно, что гордыня и надменность кого-либо из общины мусульман будет неизбежно вызывать недовольство и порицание других муминов. Так Сатана пытается разжечь фитну и в среде муминов. Не следует забывать, что Сатана всегда предпочитает оставаться незамеченным и нераспознанным, приближаясь к человеку незримо. Сатана никогда не спешит. Он постепенно, капля за каплей, от случая к случаю на протяжении долгого времени внушает человеку или людям идею их превосходства над другими. И если человек не будет начеку и примет в сердце эти опасные внушения, то влияние внушений Сатаны со временем будет все возрастать и в итоге он полностью подчинит человека своей воле. К примеру, кто-то достиг успеха в каком-то деле, и Сатана тут как тут, воспользуется возможностью внушить гордыню (в данном случае следует различать благодарное Аллаху чувство гордости за совершенное праведное дело и неблагодарное чувство гордыни) всякому, кто достиг пусть даже незначительного успеха. Если человек не в состоянии понять и признать сердцем, что единственным Повелителем и Владыкой его успеха является Аллах, то вскоре ему начнет казаться, что наущения, которые посылает ему Сатана, это его собственные мысли, и что успех действительно явился результатом его собственного, не зависящего от Всевышнего, «таланта».

Однако в арсенале Сатаны есть и другие изощренные уловки. Например, каждый мумин может ошибиться, совершить неправедный поступок, ибо никто в жизни не застрахован от ошибок. И в такой ситуации долг других муминов по- доброму, искренне помочь человеку, разъяснить ему его ошибку, напоминая и себе, и ему, что каждый из них может, по неведению, допустить неверный шаг, ибо такова природа, фитрат человека, и все люди бесконечно нуждаются в наставлении и покровительстве Аллаха.

Ведь Сатана, увидев ошибку мумина, тотчас начнет наущать и подстрекать других муминов упрекнуть его, лишить его сочувствия и изгнать его из уммы. Сатана будет поощрять чувство гнева или презрения к нему. Тот, кто способен проявить презрение или в гневе унизить или оскорбить мумина за совершенную ошибку, или по любой иной причине, уже начал подпадать под влияние наущений Сатаны, побуждающего своих «жертв» ощущать собственное превосходство и исключительную «праведность» перед другими людьми.

Если человек будет долгое время находиться в этом неправедном, богопротивном состоянии духа, то, в конечном счете, гордыня навсегда поселится в его человеческой натуре, и он постепенно утратит чувство любви и сострадания к другим муминам. Тогда он станет считаться только со своим собственным мнением и откажется прислушиваться к советам муминов, поскольку будет уверен, что его ум превосходит ум иных верующих. Серьезный урон может быть нанесен Иману того, кто поддастся подобному образу мысли. И со временем, как сообщается в Коране, его сердце и вовсе может закрыться для знамений Аллаха:

Ведь только те в знаменья Наши верят, кто, когда напоминается им, тотчас склоняются ниц и воздают свои хвалы Аллаху, не величаясь, не гордясь. (Сура «Ас Сажда», 32:15)

Коран ясно разъясняет, что только смиренные духом и негорделивые способны увидеть, уверовать и признать знамения Аллаха. Высокомерным же, считающим себя превосходящими других, никогда не откроется высшая мудрость и смысл знамений Всевышнего.